11 октября 2016 года 90-летие Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

СПбГУП – Университет и молодой, и взрослый…

Отсчет времени в университетском статусе ведется с 1991 года, возник вуз в 1926 году, когда была создана Ленинградская школа профсоюзного движения. Ее для нужд своей культурно - просветительской работы основал Ленинградский губернский совет профессиональных союзов. Профсоюзы и сейчас являются учредителями Университета, образованного на базе того учебного заведения. А родителей, как известно, не выбирают и не меняют. Надо отдать должное ректору Университета и председателю Ученого совета Александру Сергеевичу Запесоцкому, сумевшему убедить коллег сохранить «профсоюзную окраску» в названии вуза. Гуманитарных университетов сейчас множество - и государственных, и частных. Профсоюзный же - один.

В становлении и развитии Университета можно выделить четыре больших этапа.

Первый этап – 1926 - 1935 годы. Ленинградская школа профсоюзного движения обучала профсоюзных работников, вела подготовку и переподготовку культурно - просветительских кадров. В этот период работали три факультета: профсоюзной работы, профсоюзной печати и лекторский. Название вуза периодически менялось. В 1933 году он получил название Высшая школа профсоюзного движения (ВШПД).

Второй этап – 1936 - 1947 годы. С 1936 года учредителем ВШПД стал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), а это означало, что из местного, регионального учебное заведение было преобразовано во всесоюзное и стало готовить специалистов в области культуры для всех республик Советского Союза.

Третий этап – 1948 - 1991 годы. В 1948 году постановлением Совета Министров СССР Высшая школа профсоюзного движения была приравнена к государственным вузам.

В этот период Университет расширил направление обучения, началось формирование факультета по подготовке специалистов в области искусств (музыкального, театрального, хореографического). Вузу было присвоено новое название – Высшая профсоюзная школа культуры. Началась подготовка зарубежных специалистов: в ВПШК в то время учились студенты из Албании, Болгарии, Чехословакии, Вьетнама, Монголии, Лаоса. Государство высоко оценило заслуги ВПШК в подготовке кадров. В 1976 году она была награждена орденом «Знак Почета».

К 1991 году было завершено строительство новых учебных корпусов, возводимых по заказу ВЦСПС на протяжении почти двух десятков лет. Однако к концу 80-х годов в деятельности Школы Культуры явственно обозначилось отсутствие перспективных направлений. Перед вузом встала проблема не только переезда в новое здание, но и поиска своего лица, соответствующего новому времени и новым условиям.

1991 год стал наиболее драматичным в жизни Университета. Тому был целый ряд причин, главная из которых – отсутствие у Совета Профсоюзов какой-либо концепции его преобразования и развития. ВЦСПС прекратил финансирование Университета. Происходил коренной пересмотр концепции профсоюзов, смена приоритетов. Образовательная деятельность в эти приоритеты не входила.

Вот в таких непростых условиях в 1991 году, когда реально встал вопрос о дальнейшем существовании вуза, был образован Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, а его ректором был назначен Александр Сергеевич Запесоцкий – молодой педагог, находившийся тогда в отпуске в связи с работой над докторской диссертацией. Новорожденный Университет переехал из скромных помещений, находившихся на Красной улице (ныне Галерная), в современные просторные корпуса из красного кирпича по улице Фучика, 15. Так начиналось восхождение Университета и формирование его лица, знакомство с которым впоследствии дало основание академику Д. С. Лихачеву назвать вуз Университетом будущего, Университетом ХХI века.

Разрабатывая концепцию Гуманитарного университета профсоюзов, А. С. Запесоцкий и его единомышленники исходили из понимания высшего гуманитарного образования не только как социального института подготовки человека к труду, но и как важнейшей социально - культурной системы, обеспечивающей личности возможность всестороннего развития своих способностей. В связи с этим Университет должен выступать как образовательный, научный и одновременно духовный центр, формирующий специалиста нового типа, отличающийся высоким уровнем обучения, нацеленностью на реальные потребности рынка труда, а также особой нравственной атмосферой, позволяющей объединить задачи образования и воспитания, подготовить человека к оптимальному существованию в обществе.

Концепция, выработанная А. С. Запесоцким, получила название «культуроцентристская».

В основе культуроцентристской модели лежит идея формирования специалиста на основе его максимального включения в процессе образования в различные пласты гуманитарной культуры, которая представляет собой отфильтрованные на основе исторического опыта «идеальные» образцы человеческой деятельности, максимально отвечающей объективным потребностям общества и в то же время позволяющей раскрыть и реализовать индивидуальные качества каждого человека. Эта модель и реализуется в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.

Роль социально - культурной среды в оптимизации образовательного пространства трудно переоценить, особенно для иногородних студентов. Вузовская среда для них становится тем «вторым домом», где человек находит помощь и поддержку, понимание и сочувствие. Более того, профессионально - образовательная среда рассматривается не только как условие формирования профессиональной этики будущих культурологов, журналистов, юристов, экономистов, но и как способ преодоления негативных последствий восприятия многих ложных ценностей, бытующих в обществе и утверждаемых с помощью средств массовой информации. Последовательная оптимизация «зоны ближайшего развития» позволяет уже в стенах вуза заложить основу профессиональной этики, обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки, всестороннее развитие личности и воспитание социально ориентированного и общественно ответственного субъекта.

Разработанная в Университете система формирования благоприятной зоны непосредственной жизнедеятельности студента многомерна. Университетская социально - культурная среда включает, во-первых, явления и факторы мирового и общероссийского масштаба. На базе СПбГУП каждый год проводятся десятки конференций, в которых принимают участие ведущие ученые России и других стран; в Университете систематически читают лекции крупнейшие специалисты различных отраслей знаний мирового уровня - достаточно назвать имена академиков И.В. Бестужева-Лады; Н.В. Карлова, Д.С. Лихачева, Н.Н. Моисеева, Б.В. Раушенбаха, профессоров С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, М.Б. Пиотровского, В.Т. Пуляева, Ю.У. Фохт-Бабушкина; видных писателей Д.А. Гранина, А.А. Вознесенского, В.В. Кожинова, Ю.Ф. Карякина, А.А. Нуйкина, М.М. Чулаки; режиссеров и актеров О.П. Табакова, Р.Г. Виктюка, И.О. Горбачева и других. Во-вторых, с первых дней обучения студенты погружаются в историко - культурное и духовное пространство Санкт-Петербурга (единственного города России, включенного в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), узнают его историю, архитектуру, традиции.

Университетский уровень социально - культурной среды обеспечивается путем организации сущностных для развития личности «полей жизнедеятельности», формирующих духовно-нравственную и социально-психологическую культуру студента. Типичным и характерным структурным элементом этого уровня стало для Университета Царское Село, в котором ежегодно проводится День посвящения в студенты. Атмосфера Царскосельского дворцово-паркового ансамбля воспитывает человека как гражданина Вселенной, дает представление о всех культурах и одновременно генерирует мощный духовный импульс российского патриотизма.

Другим элементом является организация встреч с деятелями культуры и искусства, которые становятся для студентов духовно-нравственными образцами. С первых дней существования Университета это происходило в самых различных формах (освящение вуза протоиереем отцом Богданом - настоятелем Николо-Богоявленского собора, учреждение института Почетных докторов Университета, привлечение к преподаванию ведущих деятелей культуры, науки, образования).

Первыми Почетными докторами Гуманитарного Университета стали:

·  олицетворяющий в общественном сознании образ Российского    Гражданина, Интеллигента и Ученого академик Д.С. Лихачев,

·  выдающиеся композиторы нашего времени Г.В. Свиридов и А.П.   Петров,

·  прима-балерина российского балета Н.М. Дудинская,

·  академик Российской академии художеств, скульптор М.К. Аникушин,

·  великий музыкант М.Л. Ростропович,

·  писатель Д.А. Гранин и поэт А.А. Вознесенский,

·  актер К.Ю. Лавров.

Важно подчеркнуть, что деятельность Почетных докторов является разносторонней и многогранной. Они не только внесли большой вклад в разработку концепции гуманитарного образования, но и принимают активное участие в ее реализации.

Кроме выдающихся отечественных деятелей науки, культуры и искусства, духовное пространство Университета формировалось зарубежными учеными, в числе которых ректор Бристольского университета Д. Кингман (Великобритания) и ректор Линнского университета Д.Росс (США), приверженцы наиболее прогрессивных зарубежных идей гуманитаризации и гуманизации образования, объединения вузов разных стран в мировое университетское общество.

Гуманистическая суть культуроцентристской концепции заключается в том, что она обеспечивает непрерывность человеческого самосовершенствования. Главное в этой концепции - признание духовно - ответственного выбора и духовно - мотивированного поступка как основ личностной зрелости. Соответственно, суть образования и воспитания в рамках культуроцентристской концепции – не только и не столько наполнение памяти или развитие интеллекта, сколько «зажигание сердца», поиск высшего смысла жизни, того, что ее «освещает». Результат образования и воспитания – духовность личности как абсолютная ценность человеческой жизни, как залог внутренней целостности и духовного здоровья человека, а в условиях сегодняшнего «бессердечного времени» – и как условие выживания человека без потери человеческого облика и достоинства.

В качестве важнейшей задачи воспитания и образования в Университете рассматривается активизация «мыследеятельности» студента, стимулирование его «встречной» активности по усвоению культуры. Речь идет о формировании важнейшего качества личности – ее способности к самостоятельности в усвоении культуры. Самостоятельность мысли рассматривается как важнейший признак, характеризующий личность российского интеллигента независимо от его профессиональной принадлежности. Этот момент приобретает особое значение, поскольку в Университете впервые в качестве практической задачи сформулирована проблема формирования черт российского интеллигента как ведущая цель воспитания личности студента.

Сегодня есть все основания утверждать, что созданная и проверенная на практике модель гуманитарного вуза, базирующаяся на культуроцентристской концепции, создает необходимые предпосылки для комплексного решения образовательных и воспитательных задач. Она позволяет более эффективно использовать возможности гуманитарного образования в обеспечении культурной преемственности, в формировании молодого человека как творца социальной практики и собственной судьбы. Дополняя и обогащая сложившуюся государственную систему высшего образования, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов показывает пути и средства ее развития в условиях рыночной экономики, доказывает на базе собственных ресурсов способность содействия решению важных государственных задач по приумножению интеллектуального потенциала общества, подготовке кадров, отвечающих современным потребностям.