Прошлое и настоящее АФ СПбГУП

Из воспоминаний доцента кафедры социально-культурных технологий М.А. Блинова о Павловой Л.И.

 

 

                                 Лидия Ивановна Павлова

Лидия Ивановна Павлова – это человек, который собственно и создал наш Университет на казахстанской земле. По идее, необходимо было бы написать отдельную книгу о том, что сделала Лидия Ивановна  за двадцать пять лет, в течение которых она руководила нашим Университетом. Я думаю, Лидии Ивановне просто необходимо написать об этом периоде в своей автобиографической книге, которую мы с удовольствием бы прочитали. Но прежде я хочу выразить свою благодарность Лидии Ивановне за все то, что она сделала все нам и мне особенно.

С первых дней, когда Лидия Ивановна стала директором, она не только продолжила то, что делала Л.Н.Бандура, но и составила перспективный план преобразования УКП в самостоятельное высшее учебное заведение. Необходимо было отказаться от принятия на работу только почасовиков, а постепенно создавать штат преподавателей и создавать кафедры, на которых они бы работали.

Время шло, приближался исторический момент смены не только столетий, но и тысячелетий. Головной вуз принял решение о создании кафедр в филиалах. Но если в других филиалах, это было крайне неожиданно, то давно выношенный план Лидии Ивановны стал вполне реализуемым. В начале 2000 года были созданы кафедры высшей математики, русского языка и литературы, экономики, юриспруденции и иностранных языков. После открытия кафедр, некоторые преподаватели принимают решение перейти полностью на штатные должности по кафедрам.

Крайне важным поступком было открытие очного отделения. Лидия Ивановна приняла решение: отказаться от небольшого филиала, обслуживавшего студентов-заочников, и начать работу со студентами очного отделения. Наличие очного отделения предполагало резкий рывок в области развития нашего Университета. И Лидия Ивановна сделала этот шаг! Мы будем постоянно вспоминать этот момент с чувством огромной благодарности Лидии Ивановне.

Открытие очного отделения означало переезд в другое здание, поскольку два этажа в корпусе на улице Ауэзова, 19 не смогли бы вместить всех студентов-очников. Решение о переезде было принято, но Совет Профсоюзов, который находился по улице Желтоксан (Мира), выступил с предложением: найти здание недалеко от федерации. Руководители профсоюзов хотели лично заходить в Университет, посещать торжественные мероприятия и приглашать к себе преподавателей и студентов в свой Актовый Зал. Выбор пал на здание по ул. Чайковского 9/11. Проблема заключалась в том, что в этом здании находилось очень много арендаторов, с которыми надо было вести переговоры. Главным арендатором была известная газета «Караван». В итоге, здание было выкуплено с помощью Головного вуза, который одолжил филиалу необходимую сумму. В течение нескольких лет Лидии Ивановне нужно было не только возвращать этот огромный долг, но и выплачивать зарплату преподавателям, административным работникам и техническому персоналу, расширять материально-техническую базу университета, оплачивать коммунальные услуги и т.д.

Открытие очного отделения также предполагало открытие Методического Совета, который бы курировал всю научную и методическую работу филиала. Сами кафедры, почувствовав свою силу, стали вести работу по развитию интереса студентов к своей специальности. Стали организовывать кружки по интересам, проводить открытые олимпиады по предметам. Работа пошла.

И то, что мы имеем сейчас, мы имеем благодаря Лидии Ивановне и ее интенсивной, плодотворной и творческой работе.

У Лидии Ивановны не было часов приема внутри филиала. Возможно, такие часы существовали для гостей, но любой преподаватель, любой работник филиала, мог прийти к Лидии Ивановне и решить свой вопрос. Вопросы решались быстро, эффективно. Некоторым преподавателям или работникам даже в голову не приходило, как это сложно, какой огромный объем работы несет Лидия Ивановна. Мы все ей очень благодарны за ее терпение и участие. Естественно, если вопрос не мог быть решен даже теоретически, то Лидия Ивановна объясняла, почему сейчас в данный момент она не может ничего сделать. Уходя на пенсию, Лидия Ивановна предложила кандидатуру своего приемника. Им стала Татьяна Леонидовна Баталова. Лидия Ивановна была уверена, что Татьяна Леонидовна не будет «проедать» золотой запас, а будет и дальше развивать наш Университет. Мы видим, что это именно так. На нашей последней преподавательской конференции все оценили перепланировку банкетного зала. Поскольку, Татьяна Леонидовна – юрист, она упорядочила работу по вертикали. Каждый преподаватель и работник теперь понимает, с какими вопросами и к кому обращаться. На следующем юбилее, в честь 35-летия Алматинского филиала, у нас возникнет повод поговорить о работе под руководством нового директора Т.Л.Баталовой более подробно.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДОЦЕНТА КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ М.А. БЛИНОВА О ПЕРВОМ ДИРЕКТОРЕ АФ СПБГУП ЛЮДМИЛЕ НИКОЛАЕВНЕ БАНДУРА

Мне хотелось бы начать рассказ о нашем Университете, вспоминая самые первые дни и самые первые впечатления, которые остались в моей памяти.

Я узнал о Высшей Профсоюзной Школе Культуры от Галины Павловны Охотской, которая была очень большой приятельницей Людмилы Николаевны Бандуры, первого директора нашего Университета.

Алматинский Учебно-Консультационный Пункт был утверждён 29 февраля 1984 года. Директор искал молодых, но имеющих опыт работы преподавателей по предметам, которые предполагаются проходить на двухлетних курсах. Мне это было очень интересно, и я согласился поработать.

Людмила Николаевна начала меня расспрашивать с какими студентами, с какими специальностями я работал, на какие оценки я учился в институте иностранных языков, какие предметы мне были особенно близки, найдется ли у меня достаточное количество времени для совмещения и так далее. В конце нашего разговора, я почувствовал, что я практически сдал экзамен.

Я вспомнил это, чтобы вы поняли каким, как сейчас говорят, «перфекционистом» была Людмила Николаевна Бандура. Она никогда не давала себе спуска и все делала идеально правильно, даже если возникала не только ошибка, а небольшая неточность, она сразу же пыталась устранить ее. Мы, первые преподаватели, тоже пытались соответствовать ее требованиям и желаниям.

Людмила Леонидовна была известна как человек, который выполнит то, что ее просят сделать. Она подключала не только чувство ответственности, которым она обладала, но и добавляла к выполнению задачи всю свою душу и желание.

Однажды ей было поручено организовать учебно-консультационный пункт Высшей Профсоюзной Школы Культуры. Ей было приятно, что на нее обратили внимание при решении такой серьезной задачи. Почему серьезной? Высшая Профсоюзная Школа Культуры была основана в 1926 году, когда была создана Ленинградская школа профсоюзного движения. Ее основал Ленинградский губернский совет профессиональных союзов для нужд своей культурно - просветительской работы. Профсоюзы и сейчас являются учредителями Университета, образованного на базе того учебного заведения.

Людмиле Николаевне необходимо было продолжить это важное дело на казахстанской земле. Первым делом нужно было создать УКП для работников культуры, которые находились далеко от центра и просто физически не могли контактировать и получать знания по организации работы, ведь тогда не было ни Интернета, ни SQL.

Поднимать уровень культуры на селе, в районных центрах было трудно, поскольку культура тогда финансировалась по остаточному принципу. А ведь культура, это не только показать кинофильм (чем часто это ограничивалось), а дать людям возможность занять себя в их свободное время.

Поэтому перед руководителями профсоюзов Казахской ССР была поставлена задача встретиться с работниками культуры, в число которых входили руководители клубов, библиотек, культмассового сектора. Задача руководителей профсоюзов было выбрать самых активных, желающих посвятить всю свою жизнь «внедрению культуры в массы» и отправить их на двухгодичные курсы в город Алма-Ату.

 Для УКП Центральный Совет Профсоюзов занял один этаж в здании, находящемся по улице Ауэзова, дом 19. Если профсоюзные руководители искали слушателей, которых они могли послать на курсы на местах, то Людмиле Николаевне требовалось найти преподавателей, которые бы соответствовали высокому уровню Высшей Профсоюзной Школы Культуры в городе Алма-Ате.

Это было сделать нелегко. Ведь когда начинается новое дело, то знающие себе цену преподаватели не очень стремятся сразу же всё бросить и броситься в бой. Нанимать людей не очень компетентных, это тоже было бы ошибкой. Ведь за два года обучения слушатели должны были получить знания, которые получают нынешние люди за 4 года.

Я, конечно, и не догадывался, что у Людмилы Николаевны были такие трудности. Я не знал, что на каждую должность выбирали преподавателей особой тщательностью. Иначе я бы испугался и сбежал. Но все было сделано очень тактично и что особенно важно, результативно. Каждый преподаватель, который начал работать в УКП, имел свои собственные достоинства. Позже я остановлюсь и поделюсь своими воспоминаниями о тех преподавателях, с которыми я работал.

Людмила Николаевна набрала преподавателей, утвердила штат как у нас в Казахстане, так и Высшей Профсоюзной Школе Культуры в городе Ленинграде.

Людмила Николаевна всегда поддерживала постоянный контакт с каждым преподавателем. По мере своих сил, она организовывала занятия так, чтобы у любого преподавателя занятия начинались в удобное для него время, чтобы была подготовлена аудитория, чтобы преподаватель и слушатели знали, когда начинается и когда заканчивается занятие, когда будет перерыв. Она организовала запись слушателей в библиотеки города Алма-Аты, размещала их по их приезду. В этом хорошую помощь оказывал Совет профсоюзов.

Людмила Николаевна не любила, когда что-то заставало ее врасплох. Она все старалась закончить и предусмотреть заранее. В жизни она была, как мы сейчас говорим, «перфекционистка». Все должно быть в идеале.